Один денек в роли финского раллиста
Корреспондент Мотора на пару дней съездил в Финляндию, чтобы пробовать себя в роли раллийного пилота. Роль не очень установилась, но пробовать быть достойным
Осень в Финляндии грозна. Здесь грызть экий вид осадков еще не дождь, но теснее не морось. Дворники на служебной Volvo моего финского приятеля молотят не прекращая. Противно, промозгло разумеется не превосходнейший задевай для ралли. Но в точке точек, чем еще заняться на выходных в Суоми?
Нежели продолжать мчать по E75 на север от Хельсинки, спустя пару часиков можнож оказаться в Ювяскюля. Тамошние дороги мечта хоть какого раллийного пилота. Но в Финляндии, нежели съехать с шоссе, для ралли настанет непринципиально какая гравийка. Бранные километры до тестового полигона в Кяркеля мы добираемся по дорожкам, тот либо другой хоть сейчас можнож использовать под спецучастки регионального ралли. Аборигенные тропинки сами по себе превосходнейший ответ на вопрос, отчего в Финляндии так много успешных гонщиков. Непонятным остается чуть то, как все эти финны до сих не смогли совладать с один-одинехонек французом.
Учитель
Яркко Миеттинен
Раллийный пилот, инструктор, 30 три года.
Не считая финского, говорит на английском, германском и шведском языках.
Генеральные награды в карьере:
Победитель шага WRC в Финляндии Две тыщи два года в группе N.
Пилот года Mitsubishi.
Неоднократный победитель шагов муниципального чемпионата Финляндии.
Победитель Румынии по ралли Две тыщи восемь года: 5 побед, одно 2-ое участок.
Победитель шага IRC в бесспорном зачете в Китае Две тыщи восемь года.
Пилот Skoda Fabia RS Rally Team в чемпионате Финляндии 4-ое участок в своем зачете по итогам года.
В качестве инструктора работает с Две тыщи один года.
Доставлял уроки в Латвии, Кении, Мексике, Румынии.
В Две тыщи восемь году стал один-одинехонек из основателей Rally Drive Finland.
Создатель целых теоретических веществ школы, генеральный инструктор.
Мы приехали чуть ранее, застигнув предшествующую группу. На том площади, где позднее встанут трейлеры нашей школы, паковалась команда Радика Шаймиева мы даже успели узреть Peugeot Двести семь гонщика из Татарстана с оторванным задним бампером и помятым крылом. Серьезно
Это особенный тестовый трек? спрашиваю Яркко, время от времени он со близкой командой приезжает на участок.
Нет, говорит Яркко. Несложно аборигенный крестьянин поддерживает дорогу в отличном состоянии и сдает ее раллистам.
Обыденный финский бизнес.
Дорога
На дорожном MINI Countryman мы выезжаем на трассу, чтобы ознакомиться с маршрутом. Все как у больших.
Куце. На данной для нас гравийке вряд ли разъедутся два финских фермера со родными телегами. Сама по себе трасса это две петли в лесу, соединенных открытый. Маршрут прост сначало круг по ближней петле, позднее открытая и круг по далекой петле. При вожделении, хоть какой из участков можнож преодолеть в разных направлениях. Общественная длина навскидку не в большей степени полутора км, но какие это полтора километра!
Обычно мы здесь не увлечены, Яркко, как и все финны, немного монотонен. Справа от скоростного левого поворота следует каменная гряда. Тут не рискуем, говорит Миеттинен, не меняя интонации. Основная петля: ни один-одинехонек поворота без перепада возвышений или наклона. В один-одинешенек площади истиннее месиво из грязищи, в колее быть достойным вода. Тут аборигенный крестьянин разумеется дал маху и Яркко немного морщится.
Выезжаем на открытую, желая открытый ее можнож называть чуть в этом случае, нежели глядеть на нее с вертолета. Посреди огромный ров, кончающийся трамплином.
2-ая петля чуть кратче, но деревья тут вырастают прямо близко с дорогой. Три поворота и мы снова на открытый. Маршрут ясен.
Теория
В RDF все серьезно. Мы переодеваемся в комбинезоны в настоящем моторхоуме. Внутри фуры, раскрашенной в цвета компании Киса Бурнега, кабинет-переговорная, кухня и даже обыденный туалет. Процесс в том, что голландский воспитанник Миеттинена не один-одинешенек в семье, кто играет в ралли. Его супруга тоже гонщица. Так что обыденный моторхоум это в некотором смысле их дом.
Пока Кис утюжит трассу, для нас проводят урок теории. Никакой политкорректности. Яркко жесток как финская погода.
Нежели слушать, то все пройдет как по маслу. Но обычно на теории мало кто вникает в то, о чем я разговариваю. И только только позднее, после занятия, люди говорят: Так вот о чем ты.
Теория занимает приблизительно Пятнадцать минут. Яркко знает о чем говорит слушать его взаправду тяжело. И не потому что он монотонен: против, Миеттинен время от времени наращивает по-фински голос и даже не достаточно шутит. Шутит, как принято сейчас в раллийной среде, про Кими Райкконена. По паре шуток про него грызть в резерве и у Бургера с Черкасовым. Но сконцентрироваться на теории тяжело мысленно хоть какой слушатель школы RDF в этот причина теснее предвкушает поездку за рулем.
В точке теоретического занятия информация, тот либо другой соответственна взбодрить воспитанника. Цена катастрофы может доходить до 5 тыщ евро. Это сверх того, что теснее привелось оплатить за урок
У RDF очень разнородные тарифы. Базовый задевай в школе быть достойным Одна тыща евро. А дальше все находится в зависимости от средств и фантазии. Автоспорт недешевое удовольствие.
Практика
Урок продолжается на самой трассе, но на данный момент теснее практический. Яркко садится за руль Subaru Impreza WRX STi той, на тот либо другой позднее бороздить финские просторы мне, и показывает, на что способна машинка и как с ней правильно действовать.
1-ое, что производит массивное воспоминание звук. И я не о моторе. Я о радио. И о камнях.
Голос Яркко, доходящий в наушники спустя переговорку, звучит резче и как будто бы даже понятнее. И все это под аккомпанемент барабанящего по дну гравия. Это необходимо слышать. Это, я вам к примеру, фактически основное. Один-одинешенек этот звук теснее ралли.
Дождь продолжает спорить с моросью, и грызть чувство, что теснее побеждает. Тот поворот, что с водой в колее, на данный момент, необходимо считать, не без поддержки Киса Бургера, смотрится еще ужаснее. Экий грязищи позавидовали бы даже устроители Ралли Великобритании в Уэльсе.
Impreza вываливается из поворота широко, на ту число тестового полигона, тот либо другой и дорогой теснее не называть. 2-мя колесами мы в кукурузном поле. Нет, здесь удержать машинку нереально, говорит Яркко все тем же стабильным гласом. Отлично, что деревья вырастают с 2-ой стороны
Мы проезжаем по главной петле несколько раз. Яркко показывает, как нерасторопно нужно ехать там, в болоте, и заодно прогревает тормоза. Перед занятием на машинку водились определены новые колодки, их нужно вынудить действовать как следует.
Дальше та открытая, что на самом деле не совсем открытая. Яркко успевает переключиться на пятую, перед тем как мы падаем вниз. В протяжении пары мгновений спустя лобовое стекло раскрывается вид лишь на отменно утрамбованный финский гравий, а спустя секунду мы теснее летим.
Impreza подымается в воздух по чувством м. на полтора. Полет. Приземление.
Чувствуещь? спрашивает Яркко.
Нет, отвечаю я.
Подвеска чудесна. Сжав руки в кулак и зубы в то, во что их можнож сжать, в полете приготовляешься к малеханькой катастрофе. Но машинка плюхается будто бы не на финский гравий, что чуть не прочнее асфальта, как как будто в кастрюлю с кашей. Не происходит ничего. Удара нет. Совсем нет. Вообщем
Упав, Impreza отжалась спустя пару 10-ов метров после приземления, и тут же заново клюнула носом. Здесь тормозим, наставляет Яркко, желая должно пригорок смотрится по сопоставленью с предыдущим совсем не страшно. Но у Миеттинена весомый аргумент. Нежели не оттормозиться дальше не попадем.
Только только на самом верхушке смысл словечек финна делается понятен по-истинному. На площади потенциального приземления пара вековых сосен, а дорога уходит правее. Видели трагедию Микко Хирвонена в прошедшем году на Одна тыща озер? Похожее местечко
2-ая петля чуть примитивнее главной. После нее возвращение на открытую и назад к моторхоуму. На данный момент моя очередь.
Основное
Рычаг коробки, достоверно, единственное, что осталось от данной для нас Subaru серийного образца. Все лишнее из салона убрано. Вварен база сохранности. Под педалями рифленая стальная подставка. Замшевый руль с выносом, ковши, в тот либо другой нужно вжать себя шеститочечными ремнями сохранности очень непроницаемо, без свободного хода.
Двери закрыты. Пора. С этого предпосылки самым известным одним словом у Яркко, сидящего справа, делается more, что в разных ситуациях следственно то больше, то посильнее. Чтобы тронуться с площади Impreza от RDF призывает самое большее газа. More.
Переключаюсь на вторую на ней мы соответственны в главный разов проехать всю трассу, чтобы почувствовать сцепление с покрытием и тормоза. По ним необходимо hit hard колотить строго. И даже еще жестче. More, гласит Яркко. Только только с 4-ого в один прекрасный момент мне удалось вынудить его, в конце концов, произнести: Да, так нормально.
Сцепление с трассой не произнести, что шокирует. Да, не асфальт, ну и не каша. Impreza плавает как на гравии. Самое чудное, что ожидаешь приблизительно того, что дальше и происходит. Создатели компьютерных симуляторов добились не плохих результатов: в какой-либо Gran Turismo 5 машинки движутся очень схоже. В воспитанниках у Миетинена как-то был победитель компьютерного турнира. Чувствуется, что 2-ой ватерпас теснее практически все осознает, говорит финн.
Единственное, что вызывает трудности полный привод. Особенно для того, кто с ним ранее подевала не располагал. Сложнее итого вынудить себя держать руль от всей души на выходе из поворота и править газом. Даже на 2-ой передаче Impreza на чуть подскисшем гравии отправляется в боковое скольжение. Подсознательно хочется изловить машинку, но всякую попытку Яркко пресекает моментальным Руль от всей души!).
Болото. Яркко просит оттормозиться заблаговременно. И тут тоже more. В главный разов совсем нерасторопно, фактически до полной остановки. Никаких вопросов, но это ралли, а не триал. Сделав круг по петле, мы не уходим на открытую, потому что Яркко хочет, чтобы я возвратился в болото. Там можнож ехать стремительнее. Мы забегаем в поворот с брызгами. Очень хотелось бы посмотреть на это со страны на бортах Subaru теснее наверняка не различить огромных логотипов RDF. Impreza выплывает из грязищи боком. Я заехал в кукурузное поле намного дальше, чем Яркко, но он все просит: Руль прямо. Чуть в большей степени газа, и, выцарапавшись из болота, мы теснее подлетаем к следующему повороту это правый с влезанием. На данный момент теснее намного стремительнее. Миеттинен командует: Тормоз, машинка норовит встать боком и будто бы поворачивает сама. Здесь слева нечутче, чем справа, объясняет Яркко, дальше будет нормально.
Главный переход на третью только только на открытый. Трамплин в главный разов проезжаем без прыжка, чуть секундное чувство невесомости. Еще одна неувязка приходится безпрерывно отвлекаться на переключение передач, тот либо другой меняются с огромным усилием.
Тормозим перед вторым трамплином, тем, за тот либо другой поворот вправо. 2-ая, 3-я Тормоз. Сильнее. 2-ая. Газ. Руль прямо, штурманит Яркко. В самом отдаленном повороте огромный камень внутри поворота. Не срезать. Мы проносимся мимо в считанных сантиметрах. Нежели экий камень не прописать, гонка может окончиться в один-одинешенек причина.
C каждым новым кругом все делается понятнее. Яркко прав узнавать теорию начинаешь только только спустя практику. Но мой урок был очень небольшим, чтобы даже несложно начать действовать над траекториями
5 петель. Ровно столько, чтобы на самом заключительном круге все-же оторваться от мира на трамплине, понять, что страшновато, и точка. Истинное у нас, в отличие от клиентских дней в DRF, только только одна сессия. Демо-версия.
За нами в очереди Евгений Черкасов, для тот либо другой тесты с RDF теснее фактически рутина спустя несколько дней ему стартовать на последующем шаге чемпионата Финляндии. Несколько лет вспять он приехал в RDF только только для того, чтобы понять как управляться с собственной полноприводной Impreza, тот либо другой чуть не в главный же задевай после покупки оказалась в сугробе.
Познакомившись с ралли, он стал приезжать в RDF гуще. А позднее еще гуще. Семье привелось смириться, смеется Евгений. Как минимум разов за месяц, желая бы на один-одинешенек уик-энд я на данный момент тут. Это у меня как отпуск, разбитый на малолетние количества на цельный год. С сентября Две тыщи девять года Черкасов неизменный соучастник муниципального финского главенства, машинку тот либо другой обслуживает RDF.
Время от времени он уходит переодеваться, Яркко с улыбкой говорит: Я не могу произнести, что он прирожденный талант, но мне очень нравится какого прогресса он добился итого за пару лет. На данный момент он фактически не заблуждается и едет все резвее.
У нас тут будто бы отдельное соревнование среди бизнес-драйверов, это теснее Кис Бургер, с тот либо другой мы глядим за тем, как Черкасов с Миетиненым удаляются в лес. Вот так один-одинешенек разов приехал с женой сюда зимой, и теснее не могу тормознуть. У нас главный урок был на снегу. Будешь здесь зимой обязательно попробуй.
Буду изведаю. Чем, в точке точек, еще заняться зимой в Суоми?
Олег Карпов
фото Екатерины Королевой